Нормативно-правовая база

Методический день


Должностная инструкция
педагога-библиотекаря

Проект

I. Общие положения
1. Педагог-библиотекарь является руководителем структурного подраз­деления образовательного учреждения.
2. Назначается, освобождается от должности и подчиняется непосредст­венно директору ОУ.
3. В своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре и образовании, постановлениями Правительства Россий­ской Федерации, определяющими приоритетные направления развития образо­вательной системы Российской Федерации; Кодексом этики российского биб­лиотекаря, руководящими документами вышестоящих органов управления образованием, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка образо­вательного учреждения, настоящей Инструкцией, а также правилами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
4. Педагог-библиотекарь должен знать:
a.     основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школь­ной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; интересы и потребности обучающихся (воспитанников);
b.     нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; темати­ческую наполненность информационных ресурсов библиотеки, в соответствии со спецификой обучения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы библиотечной работы; порядок составления отчетности о работе библиотеки;
c.      современные информационно-коммуникационные технологии (текс­товые редакторы, электронные таблицы, программы создания пре­зентаций, информационные системы, автоматизирующие библио­течную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования.

5. Педагог-библиотекарь должен иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы. «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования. I.Общие положения» в пункте 9 содержится разъяснение : «Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

6. Работает по графику, составленному исходя из 36 часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения.
7. Педагог-библиотекарь может осуществлять преподавательскую работу по учебному предмету при наличии соответствующей подготовки.
8. На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-библиотекаря его обязанности могут быть возложены на библиотекаря, учителя или другого члена педагогического коллектива. Временное исполнение обязан­ностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.


II. Функции

Образовательная:
1. участвует в реализации основной образовательной программы началь­ного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соот­ветствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
2. осуществляет дополнительное образование, поддержку интереса к ли­тературному и историческому наследию.

Информационная:
3. обеспечивает доступ участникам образовательного процесса к библио­течно-информационным ресурсам.

Культурная:
4. содействует культурному развитию личности, приобщению к чтению.


III. Должностные обязанности

3.1. Организационные:
1) осуществляет информационно-библиографическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе;
2) ведет библиотечную учетно-финансовую документацию: книги суммарного учета, инвентарные книги, дневник работы школьной биб­лиотеки, тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных, акты и наклад­ные на поступление и списание документов, акты о проведении инвентари­зации и проверок фонда. Несет ответственность за достоверность докумен­тации;          
3) участвует в работе педагогических и методических советов,  объединений, в проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом;
4) обеспечивает режим работы библиотеки в соответствии с потреб­ностями и спецификой ОУ.
3.2. Педагогические:
1) осваивает современные педагогические технологии и применяет их в работе школьной библиотеки;
2) формирует информационную культуру участников образователь­ного процесса, навыки и умения работы с источниками информации в проектно-исследовательском обучении;
3) осуществляет мероприятия по приобщению к чтению, как сущест­венному фактору развития личности, содействию речевому развитию уча­щихся.
3.3. Библиотечные
3.3.1. Формирует и организует библиотечный фонд:
1) осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие). Разрабатывает планы комплектования печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предме­там учебного плана;
2) комплектует и организует фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литера­туру, справочно-библиографические и периодические издания, сопро­вождающие реализацию основной образовательной программы;
3) обеспечивает библиотечную обработку документов и анали­тико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку по­лученных документов;
4) обеспечивает систематико-алфавитную расстановку докумен­тов в фонде в соответствии с библиотечно-библиографической класси­фикацией;
5) оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и бук­венных разделителей, полочных и стендовых выставок;
6) изучает и анализирует состав фонда и его использование;
7) предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, обеспечивает контроль за выданными читате­лям документами, принимает меры для своевременного возврата доку­ментов;
8) обеспечивает правильность расстановки фонда;
9) осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное спи­сание по установленным нормам и правилам;
10) проводит периодические проверки фонда;
11) осуществляет оформление подписки (в том числе электрон­ной) на периодические издания, контроль за доставкой и регистрацию.
3.3.2. Организует, ведет, пополняет и редактирует справочно-библиогра­фический аппарат библиотеки ОУ (каталоги, картотеки, рекомендатель­ные списки литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых носителях. Несет ответственность за состояние спра­вочно-библиографического аппарата.
3.3.3. Обеспечивает дифференцированное библиотечное и информацион­но-библиографическое обслуживание участников образовательного процесса:
1) способствует продвижению лучших образцов документов, ин­формации с помощью тематических подборок, традиционных и вирту­альных книжных выставок, стендов, подготовки перечней медиа­ресурсов;
2) организует совместно с педагогическим коллективом разно­стороннюю массовую работу с учащимися по приобщению к чтению;
3) сопровождает учебно-воспитательный процесс информацион­ным обслуживанием педагогов и родителей учащихся ОУ;
4) обеспечивает информационно-библиографическую грамот­ность участников образовательного процесса в виде консультаций или специально организованных занятий;
3.3.4. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство со­гласно действующим нормативам.
3.3.5. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

IV. Права
Педагог – библиотекарь имеет право:
4.1. самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы;
4.2. изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с ин­струкцией по учету библиотечного фонда; на средства, полученные от сдачи ма­кулатуры приобретать необходимые библиотеке атрибуты;
4.3. вносить предложения руководителю общеобразовательного учрежде­ния по совершенствованию организации труда в библиотеке;
4.4. участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагоги­ческого совета школы;
4.5. принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредст­венно связанных со спецификой его деятельности;
4.6. рекомендовать обучающимся и работникам школы ознакомление с во­просами, касающимися соблюдения правил пользования библиотекой;
4.7. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оцен­ку его работы, давать по ним объяснения;
4.8. иметь ежегодный отпуск 56 календарных дней в соответствии с кол­лективным договором между работниками и руководством общеобразова­тельного учреждения;
4.9. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федера­ции в работе библиотечных ассоциаций или союзов;
4.10. имеет право совмещать должности, получать доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды.

V. Ответственность
Педагог-библиотекарь несет ответственность:
5.1. за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятель­ности правонарушения в пределах, определяемых действующим администра­тивным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
5.2 за неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутрен­него трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей – дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством;
5.3 за виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (вреда) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей – частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

VI. Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог-библиотекарь:
6.1. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;
6.2. может привлекаться к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;
6.3. взаимодействует с бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данны­ми бухгалтерского учета;
6.4. устанавливает и поддерживает связи с централизованными библио­течными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками, домами детского творчества, музеями;

6.5. взаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макула­туры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий