Методический день
Должностная
инструкция
педагога-библиотекаря
педагога-библиотекаря
Проект
I. Общие положения
1. Педагог-библиотекарь является руководителем структурного подразделения образовательного учреждения.
2. Назначается, освобождается от должности и подчиняется – непосредственно директору ОУ.
3. В своей деятельности
руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре и
образовании, постановлениями Правительства Российской Федерации,
определяющими приоритетные направления
развития образовательной системы Российской Федерации; Кодексом этики
российского библиотекаря, руководящими
документами вышестоящих органов управления образованием, Уставом и Правилами
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения,
настоящей Инструкцией, а также правилами охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
4. Педагог-библиотекарь должен
знать:
a.
основы возрастной
педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
индивидуальные особенности развития детей разного возраста; интересы и потребности
обучающихся (воспитанников);
b.
нормативные и
методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной
работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного
учреждения; тематическую наполненность информационных ресурсов
библиотеки, в соответствии со спецификой обучения; методику
проведения индивидуальных бесед, формы и методы библиотечной работы; порядок
составления отчетности о работе библиотеки;
c.
современные
информационно-коммуникационные технологии (текстовые
редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы
использования мультимедийного оборудования.
5. Педагог-библиотекарь
должен иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование
без предъявления требований к стажу работы. «Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в
разделе "Квалификационные характеристики должностей работников
образования. I.Общие положения» в пункте 9 содержится разъяснение : «Лица, не имеющие
специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе
"Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим
опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные
на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в
порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же,
как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
6. Работает
по графику, составленному исходя из 36 часовой рабочей недели и утвержденному
директором образовательного учреждения.
7. Педагог-библиотекарь
может осуществлять преподавательскую работу по учебному предмету при наличии
соответствующей подготовки.
8. На
период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-библиотекаря его
обязанности могут быть возложены на библиотекаря, учителя или другого члена
педагогического коллектива. Временное исполнение обязанностей в этих случаях
осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением
требований законодательства о труде.
II. Функции
Образовательная:
1. участвует в реализации основной образовательной программы начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии
с федеральными государственными стандартами начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования;
2.
осуществляет дополнительное образование, поддержку интереса к литературному и
историческому наследию.
Информационная:
3.
обеспечивает доступ участникам образовательного процесса к библиотечно-информационным
ресурсам.
Культурная:
4.
содействует культурному развитию личности, приобщению к чтению.
III. Должностные обязанности
3.1. Организационные:
1) осуществляет
информационно-библиографическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в
школе;
2) ведет
библиотечную учетно-финансовую документацию: книги суммарного учета, инвентарные книги,
дневник работы школьной библиотеки, тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных, акты и накладные на поступление и
списание документов, акты о проведении инвентаризации и проверок фонда.
Несет ответственность за достоверность документации;
3) участвует в работе педагогических и методических советов, объединений,
в проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений
внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом;
4) обеспечивает режим работы библиотеки в соответствии с
потребностями и спецификой ОУ.
3.2. Педагогические:
1) осваивает
современные педагогические технологии и применяет их в работе школьной
библиотеки;
2) формирует
информационную культуру участников образовательного процесса, навыки и умения
работы с источниками информации в проектно-исследовательском обучении;
3) осуществляет
мероприятия по приобщению к чтению, как существенному фактору развития
личности, содействию речевому развитию учащихся.
3.3. Библиотечные
3.3.1. Формирует и
организует библиотечный фонд:
1) осуществляет
комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие). Разрабатывает
планы комплектования печатными и электронными образовательными ресурсами по
всем учебным предметам учебного плана;
2) комплектует и
организует фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и
научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические
издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы;
3) обеспечивает
библиотечную обработку документов и аналитико-синтетическую (классификацию,
каталогизацию) обработку полученных документов;
4) обеспечивает
систематико-алфавитную расстановку документов в фонде в соответствии с
библиотечно-библиографической классификацией;
5) оформляет
библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и
стендовых выставок;
6) изучает и
анализирует состав фонда и его использование;
7) предусматривает
меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, обеспечивает
контроль за выданными читателям документами, принимает меры для своевременного
возврата документов;
8) обеспечивает
правильность расстановки фонда;
9) осуществляет
выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих
документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам;
10) проводит
периодические проверки фонда;
11) осуществляет
оформление подписки (в том числе электронной) на периодические издания,
контроль за доставкой и регистрацию.
3.3.2. Организует,
ведет, пополняет и редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки ОУ
(каталоги, картотеки, рекомендательные списки
литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых
носителях. Несет ответственность за состояние справочно-библиографического аппарата.
3.3.3.
Обеспечивает дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание участников образовательного процесса:
1) способствует продвижению лучших образцов
документов, информации с помощью тематических подборок, традиционных и виртуальных
книжных выставок, стендов, подготовки перечней медиаресурсов;
2) организует
совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с
учащимися по приобщению к чтению;
3) сопровождает
учебно-воспитательный процесс информационным обслуживанием педагогов и
родителей учащихся ОУ;
4) обеспечивает
информационно-библиографическую грамотность участников образовательного
процесса в виде консультаций или специально организованных занятий;
3.3.4.
Повышает свою квалификацию и
профессиональное мастерство согласно действующим нормативам.
3.3.5.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
IV. Права
Педагог – библиотекарь имеет право:
4.1. самостоятельно выбирать формы и
методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы
школы;
4.2. изымать и реализовывать документы
из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного
фонда; на средства, полученные от сдачи макулатуры
приобретать необходимые библиотеке атрибуты;
4.3. вносить предложения руководителю общеобразовательного
учреждения по совершенствованию организации труда в
библиотеке;
4.4. участвовать с правом совещательного
голоса в заседаниях педагогического совета школы;
4.5. принимать участие в работе
семинаров и совещаний, непосредственно связанных со
спецификой его деятельности;
4.6. рекомендовать обучающимся и
работникам школы ознакомление с вопросами,
касающимися соблюдения правил пользования библиотекой;
4.7. знакомиться с жалобами и другими
документами, содержащими оценку его работы, давать по ним
объяснения;
4.8. иметь ежегодный отпуск 56
календарных дней в соответствии с коллективным
договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения;
4.9. участвовать в соответствии с
законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов;
4.10. имеет право совмещать должности,
получать доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество
работы, звания и награды.
V.
Ответственность
Педагог-библиотекарь несет
ответственность:
5.1. за совершенные в процессе
осуществления своей трудовой деятельности
правонарушения – в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
5.2 за неисполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений
директора школы или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей
– дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством;
5.3 за виновное причинение школе или участникам образовательного
процесса ущерба (вреда)
в связи с исполнением (неисполнением)
своих должностных обязанностей – частичную материальную ответственность в
порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским
законодательством.
VI. Взаимоотношения. Связи по
должности
Педагог-библиотекарь:
6.1. работает в тесном контакте с
учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически
обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с
администрацией и педагогическими работниками школы;
6.2. может привлекаться к экстренной
замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах своего
рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;
6.3. взаимодействует с бухгалтерией по
вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета
библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета;
6.4. устанавливает и поддерживает связи
с централизованными библиотечными системами, проводит
совместную работу с детскими библиотеками, домами детского
творчества, музеями;
6.5. взаимодействует с организациями по
вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче
списанную литературу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий